Воскресенье, 19.05.2024, 01:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2019 » Март » 8 » К чему приведет нефтяной налоговый маневр, доведенный до конца
03:22
К чему приведет нефтяной налоговый маневр, доведенный до конца
12 мая "Ведомости" опубликовали обширный материал, посвященный предложениям Минфина поэтапно обнулить к 2025 году пошлину на экспорт сырой нефти. Но сегодня почти половина доходов бюджета - именно от нефти. Нелепо предполагать, что хранители бюджета вдруг изменили ему. Что же означают предложения Минфина?
 
Минфин видит перспективы отмены нефтяной пошлины. Это один из редких случаев, когда чиновники не просто оценивают будущее развитие событий, но и делают это публично. Минфин считает, что к 2025 году нефтяная пошлина может быть обнулена.
 
С одной стороны, это фискальное признание того, что эра высоких нефтяных цен в прошлом. Да, текущая цена на нефть марки Brent выросла на 40% от январских минимумов, но производство нефти в мире продолжает опережать спрос. И гандикап будет расти. Из последних подтверждающих такой вывод новостей следует назвать две. Во-первых, администрация президента США предоставила компании Royal Dutch Shell предварительное разрешение на бурение нефти и газа в районе Аляски. До начала бурения еще далеко - компании необходимо получить ряд разрешений от местных органов, но тренд понятен. Производители не хотят упускать свою долю рынка и идти на уменьшение нефтедобычи. Во-вторых, по опубликованному предварительному докладу ОПЕК, подготовленному к июньскому заседанию картеля, цены на нефть останутся ниже психологически важной отметки $100 за баррель, по крайней мере, до 2025 года. В наиболее оптимистическом сценарии нефть будет стоить около $76 за баррель через 10 лет, при пессимистичном $40. В проекте доклада рекомендуется вновь ввести систему квот на добычу.
 
С другой стороны, надо отдать Минфину должное: добившись, преодолев сопротивление нефтяников, налогового маневра в нефтяной отрасли, он подготовился к подобному сценарию.
 
Напомню суть налогового маневра в построении неких сообщающихся сосудов: снижению пошлины на сырую нефть соответствует рост налога на добычу полезных ископаемых. Так, пошлина на сырую нефть в этом году составляет 42%, к 2018 году она будет снижена до 30%, одновременно налог на добычу полезных ископаемых для нефти вырастет с текущих 775 до 918 руб. До 30% будут снижены также пошлины на светлые нефтепродукты (для дизельного топлива сейчас 48%, для бензина - 78%), на темные, наоборот, вырастут (с 76 до 100%). Директор налогового департамента Минфина Илья Трунин прямо признает, что именно налоговый маневр делает отмену экспортной пошлины на сырую нефть реальной. Он поясняет: отменить 30%-ную пошлину легче, чем 42%-ную, особенно при низких ценах на нефть.
 
Резонен вопрос: как Минфин намерен компенсировать потери бюджета от отмены экспортной пошлины на нефть? Прямых ответов Трунин не дает, но понятно, что основные каналы такой компенсации - это рост НДПИ и рост внутрироссийских цен, которые приведут к пополнению бюджета по целому букету налогов.
 
Динамику НДПИ на нефть Трунин не прояснил, но понятно, что налог возрастет; что же касается цен, то тут все ясно. Трунин признает, что пошлина на вывоз нефти это способ снизить внутренние цены на нефть. Если она будет отменена, российские цены будут равняться на мировые, что приведет к повсеместному росту цен.
 
Первый фронт атакующих цен - это нефтепродукты. Трунин признает, что как форма субсидирования нефтепереработки экспортные пошлины сработали плохо. Средняя глубина нефтепереработки остается ниже 75% - на большинстве западных НПЗ она составляет выше 90%. Минфин всегда считал это прямыми потерями бюджета, о чем говорил замминистра финансов Сергей Шаталов.
 
Что же произойдет при отмене пошлины? Цена нефти вырастет, вырастут и цены на продукты нефтепереработки. Качество переработки оставалось низким при многолетнем льготном режиме, теперь переработчикам остаются несколько лет снижающейся поддержки, для того чтобы поднять свою конкурентоспособность, иначе их придется поддерживать повышением пошлин на ввоз нефтепродуктов. Но этот вариант ограниченно годен.
 
Тему отмены пошлин как на ввоз, так и на вывоз актуализирует евразийская интеграция. Сейчас в режиме свободной торговли ЕАЭС есть изъятия (квоты и компенсации пошлин), к 2025 г. их снимут. Вопрос в том, смогут ли российские нефтепереработчики выдержать конкуренцию для начала белорусских коллег.
 
В любом случае ликвидация экспортной пошлины на нефть станет фактором роста цен на российский бензин и другие продукты нефтепереработки. Его можно было бы сгладить, ликвидировав и акцизы на бензин, но тут Трунин демонстрирует, что возглавляет налоговый департамент и заранее возражает. По его мнению, модернизация НПЗ сделает такой шаг излишним. Другими словами, за 20 с лишним лет существования экспортной пошлины на нефть они не стали конкурентоспособными, но под угрозой отмены субсидирующей их цены пошлины резко модернизируются. Возможно, но далеко не гарантированно. Факт в том, что акцизы на нефтепродукты Минфин оставляет себе.
 
Это еще один аргумент в пользу того, что цены на бензин вырастут. А вслед за ними по цепочке потянутся и другие цены, даже те, которые никак технологически не связаны с автодоставкой. Просто потому, что импульс роста цен не захочет упустить никто.
 
Итак, первое следствие отмены экспортной пошлины на сырую нефть - передел на рынке нефтепереработки; не исключено, что активность проявят зарубежные компании, включая (почему нет?) белорусские. Второе следствие - это импульс всеобщему росту цен.
 
Строго говоря, Минфин всегда "дружил" с инфляцией - рост цен пополняет бюджет. Инфляцию Минфин никак не таргетирует - это забота ЦБ, который свято верит, что инфляция к концу 2017 года опустится до 4%. Что бы ни происходило с пошлиной на нефть.
 
Давно сказано: "Верую, ибо абсурдно".
 
Как федеральный бюджет будет компенсировать обнуление экспортной пошлины на нефть (если до этого дойдет), знает директор налогового департамента Минфина Илья Трунин, но никому не говорит.
 
Субсидии российской нефтепереработке и цена нефти
 
Как федеральный бюджет будет компенсировать обнуление экспортной пошлины на нефть (если до этого дойдет), знает директор налогового департамента Минфина Илья Трунин, но никому не говорит.
 
Николай Вардуль
Просмотров: 149 | Добавил: cowjoco1974 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0